Пункт коррекционно-педагогической помощи

Организационное

В нашем учреждении дошкольного образования проводится работа по оказанию коррекционно-педагогической помощи воспитанникам в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далееПКПП).

   Основная цель  деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи –организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.

   Задачи ПКПП:

-изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

-формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;

-формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

   Зачисление воспитанников в ПКПП осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи на основании  приказа руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР). 

   Комплектование ПКПП осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.

   Занятия в ПКПП проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года. Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.

   Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором  ЦКРОиР.

   Оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам осуществляет учитель-дефектолог Михаловская Инна Марьяновна. 

 

 

свернуть

Как развивается речь у ребенка

Правильная, красивая речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации в дошкольном учреждении, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы, как развивается речь ребенка.

   До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.) . Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

   В 12–15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «дай мне игрушку») .

   В 18–24 месяца многие дети уже произносят 20–30 слов.

К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.

   В три года словарь ребенка должен превышает сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?

   Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.

-биологические: (родовые травмы, черепно-мозговые травмы; заболевания, перенесенные матерью во время беременности; внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции; частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка; нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь; проблемы со слухом и т.д.

-социальные: отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения; неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов и др.

 

свернуть

Появление звуков у ребенка

Звуки раннего онтогенеза:

  • гласные звуки А, О, У, И, Э
  • согласные губные М, П, Б, Мь, Пь, Бь
  • заднеязычные К, Г, Х, Кь, Гь, Хь, Й
  • переднеязычные Н, Т, Д, Нь, Ть, Дь
  • губно-зубные В, Ф, Вь, Фь
  • Возрастная норма появления звука

    Физиологические замены

    Патологические замены

    3 года – «С»

    ть, т, с

    ф, х

    3 года – «З»

    дь, д, з

    в, х

    4 года – «Ш»

    ть, т, сь, с

    ф, х

    4 года – «Ж»

    дь, д, зь, з

    в, х

    5-6 лет – «Р»

    й, ль, л

    д, г, в, н, э, ы, у

    5-6 лет – «Л»

    й, в, ль

    д, г, н, у, ы, э, р

    5-6 лет – «Ль»

    й, в

    д, г, н, у, ы, э, р

свернуть

Речевая пирамидка

             

  1. СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: - развитие восприятия (тактильного, слухового,

 обонятельного, зрительного, вкусового); - развитие крупной моторики; - развитие мелкой моторики.

  1. РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ВОСПРИЯТИЮ: - развитие внимания; - развитие памяти - развитие мышления.
  2. РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: - развитие дыхания; - вызывание звуков речи; - вызывание звукоподражаний, лепетных слов; - формирование слов (по слоговой структуре); - формирование простой фразы; - формирование фразы с дополнением; - развитие просодической стороны речи.
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: - альбомы по тематическим разделам; - формирование элементарных грамматических представлений;
  4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ОПЕРАЦИИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
  5. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
свернуть

Развитие артикуляционной моторики у детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка того или иного движения  открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками  (лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка: они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность и сила  этих движений развиваются у ребенка постепенно.     Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе  жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.      Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков вашего ребенка.

   Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем чаще родители будут заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка могут самостоятельно появится звуки родного языка) .
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

   Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику дома? 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-10 минут.

2.Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого). Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

3.Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

4.Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. 5. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  Артикуляционные упражнения для выполнения с ребенком дома:

«Заборчик».Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

«Слоненок» . Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти- десяти.  Следить, чтобы при вытяги­вании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Накажем непослушный язычок».

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти- десяти. 

1. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

2. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Чистим зубы».Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть poт и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Следить, чтобы:

1. Губы неподвижны, находят­ся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из сто­роны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху-вниз.

 «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его ножку.)

1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не долж­на опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

«Гармошка».Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыб­ки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.                                     

 «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 — 6 раз.

«Лошадка». Улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык

2.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Красим дом язычка». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончи­ком языка  нёбо, делая движения языком вперед-назад (как будто красим кисточкой), затем также - щеки с внутренней стороны, затем - за нижними зубами.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончи­ком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод­вижна; работает только язык.

«Часики».Открыть рот, тянуть высунутый язычок влево, затем вправо.

 

 

 

 

свернуть

Развитие связной речи в семье

Связная речь это развернутое, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы ребенок  имел широкий кругозор, родителям следует много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии,стихи.    Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у детей. Родители должны обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Большая  роль в развитии связной речи ребенка принадлежит речевым  играм. Речевые игры развивают речь ребенка, формируют мышление. Они проводятся в кругу семьи  в свободное время как отдых и  развлечение. Речевые игры учат  детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учат устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В речевых  играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

      Примерные речевые игры с детьми дома для развития связной речи:

  1. «Подберем красивые слова» (кошечка: какая она? пушистая, веселая, быстрая, умная… и т.д.)
  2. «Что летает, ползает, идет, едет». Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.
  3. Игра «Кто больше запомнит и придумает родственных слов?» (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
  4. «Кто где живет?», «Чьи детки?»

5«Узнай  по описанию» (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая-это…). 

  1. Игра « Назови 4-5 слов» (мебель- это диван, кровать, шкаф и т.д., посуда-это…).

   Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: игра «Как называется? (например, как называется суп из фасоли? – фасолевый, из гороха -?).

Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).

   

 Важным для развития связной речи является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.

    Чтобы дети могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями. Родители могут использовать следующие речевые игры для развития  речи:

  1. «Скажи правильно» (Автобус едет по реке?).
  2. «Какое слово убежало?» (Алеша ел...).
  3. «Закончи мое предложение» (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
  4. «Исправь Незнайку» (Арбуз купил Артема?).
  5. «Из чего сделаны предметы?».
  6. 2Почемучка2 (например: Почему самосвал назвали самосвалом? ).
  7. Игра «Один – много» (дерево - деревья; стол - столы).              8.Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях.            9.Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за:  игра «Где спрятался предмет?».            Для того,  чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:
  8. Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ.
  9. Убери лишнюю картинку, составь рассказ.
  10. Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.
  11. Придумывание рассказа по схеме. (о звездочке, о листочке и т.п.).
  12. Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает.

     8.Игра «Исправь меня»: взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет.      9.Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему.

10.Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы («Если бы ты был цветком, самолетом?», «Что было бы, если бы все время шел дождь?»).

  1. Придумывание своей сказки на заданную тему или свободную по желанию ребенка.

Полезны игры с детьми, развивающие описательную речь:

  1. «Что может рассказать о себе малина, книга, автобус» (например:  я – малина,  вкусная ягода, я расту на кустах;  я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
  2. «Угадай-ка» (узнать предмет по описанию).
  3. «Мое любимое животное».
  4. «Наши хорошие и плохие дела».
  5. «Как передвигаются животные?».

Для развития речи также очень полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, сказки, мультфильмов, заучивание стихов, загадок, пословиц.

   Важно  помнить, что для формирования связной речи надо постоянно  разговаривать с детьми, разнообразить их жизнь  новыми впечатлениями, сведениями о различных  сторонах окружающей действительности и, самое главное, всегда уделять время для занятий со своими детьми.

 

               

свернуть

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи

Зрительно-пространственные представления это представления о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) Уровень сформированности зрительно-пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребенка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв.

   Формирование у детей зрительно-пространственных представлений занимает довольно продолжительное время. Важную роль в этом сложном процессе играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами (их ощупывание, перекладывание с места на место, манипулирование ими и пр.), которые позволяют ему получить представление о форме и величине окружающих его небольших предметов и научиться по разным признакам отличать их друг от друга.

   В формировании представлений об удаленности предметов большую роль играют перемещения в пространстве самого ребенка. Не зря говорят, что мы познаем пространство «мерой собственных шагов». Ведь маленький ребенок, еще не умеющий ходить, часто пытается дотянуться до очень удаленных от него предметов, вплоть до виднеющейся на небе звезды. Поэтому не нужно без необходимости ограничивать двигательную активность ребенка и его стремление подойти к предметам, прикоснуться к ним, попробовать действовать с ними и пр.

   Одновременно с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и способность ориентироваться в своем собственном теле. Он постепенно усваивает взаиморасположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, а также начинает различать правую и левую его стороны. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» и «левого» и на окружающее пространство. Со временем он усваивает, что при определенном положении его тела одни предметы оказываются справа от него, другие - слева, он начинает понимать пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

   Доминирование (преобладание) правой или левой руки у большинства детей

устанавливается к 3-5 годам, во всяком случае — не позднее 6-летнего возраста. Однако у некоторых из них этот процесс задерживается, и даже уже в период начавшегося школьного обучения им бывает трудно решить, какой рукой им удобнее писать.  Отставание в выделении ведущей руки может привести к трудностям в усвоении чтения и письма. Так, ребенок, не учитывающий левую и правую стороны пространства, не будет понимать, с какой стороны следует «приписывать» элементы в буквах и как вообще нужно ориентировать некоторые буквы в пространстве (например, С, Э и др.). Нередко в этих случаях ребенку бывает даже трудно определить, в каком направлении нужно заполнять строку, и поэтому она может заполняться им не слева направо, а наоборот, справа налево. Те же самые сложности возникают и при написании цифр: некоторые из них ребенок пишет «зеркально» (например, 1, 3, 4, 6, 9 и др.).

   Дети с нарушениями речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия. При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с  речевыми проблемами  в школе возможны такие трудности, как: 

  • трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв, цифр; 
  • плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; 
  • угадывание букв; 
  • возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
  • пропуск, добавление, перестановка букв;
  • затруднение понимания прочитанного;
  • возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

 

Игры для развития зрительно-пространственных представлений

 

  1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
  2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
  3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.
  4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
  5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
  6. «Найди отличия в картинках» .
  7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
  8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

   Игры по развитию зрительно – пространственных представлений дают следующие результаты:

  • у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
  • игры и игровые упражнения позволяют  целенаправленно и ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом;
  • целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребёнка.

                                                                                                                          

 

 

свернуть