Корригирующая гимнастика для детей дошкольного возраста при плоскостопии
Цель лечебной гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.
Задачи гимнастики:
- развитие основных функций стоп;
- правильная постановка стоп при ходьбе;
- повышение тонуса мышц стоп;
- увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени;
- укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп;
- улучшение кровообращения стоп;
- улучшение координации движений.
Методика корригирующей гимнастики
Специальные упражнения сочетать с общеукрепляющими в соотношении 3:1, в комплекс включать упражнения из исходного положения стоя, в ходьбе. При занятиях с детьми дошкольного возраста используются разнообразные яркие предметы, проводятся занятия в форме игры.
Эффективность корригирующей гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания — специальной обуви и ортопедических стелек.
К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по гимнастической палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
Перечень специальных упражнений:
Исходное положение стоя.
- Подъем на носки.
- Подъем на пятки
- Полуприседы на носках.
- Подъем на наружные своды стоп.
- Исходное положение стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.
- Исходное положение стоя на гимнастической палке. Приседы.
- Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.
- Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола
- Разведение пяток, исходное положение. Разведение носков, исходное положение.
Упражнения в ходьбе.
- Ходьба на носках.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба по гимнастической палке, обруче, шведской стенке приставным шагом.
- Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием и разгибанием стопы.
- Ходьба по ребристой доске.
- Ходьба по следовой дорожке.
- Ходьба с перешагиванием через предметы
Самомассаж стоп
Для самомассажа используют массажные коврики и массажный мяч. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми:
- они более мягко воздействуют на ткани ребенка;
- составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног.
Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (мяч), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассажа дети не должны испытывать болевых ощущений.
Закаливание.
Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание.
Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.
Хождение босиком полезна как профилактика плоскостопия (босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам, теплому песку, дорожной пыли, траве). Ходьба босиком по колючим поверхностям: шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.
Руководитель физвопитания
Цибизова П.Г.