ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗОК

-Ах, что за чудо эти сказки! - восхищаемся мы, слушая или читая сказки! Каждому человеку с детства знакомо это чувство. Каждый из нас в детстве любил этот волшебный мир! Ведь самое главное в детстве -это сказка. С помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок» - так говорил выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский.

Поэтому роль сказки в дошкольном детстве очень велика. Она для ребенка составляет особый мир, который дети воспринимают активно. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир и познают его через чувства. Маленькие дети, не умея еще говорить, выражают свое отношение к окружающему с помощью эмоций. Читая сказки, можно наблюдать, как дети радуются или огорчаются за героев сказки, сопереживают им. Дети постарше очень любят не только слушать, но и рассказывать и сочинять сказки. Наиболее яркие положительные эмоции дети испытывают в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно им сопереживая. Такое сравнение дошкольники проводят лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступили бы так же. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального.

Может показаться, что намного легче включить малышу любимый мультфильм, чем выкраивать в плотном дневном расписании время на совместное чтение. Однако польза от чтения стократно превысит все временные неудобства. Во-первых, детская литература значительно пополняет словарный запас ребенка. Это, в свою очередь, помогает в общении со сверстниками и взрослыми и в результате прибавляет уверенности в себе и своих силах. Во-вторых, общеизвестно, что чтение улучшает память и развивает мышление. В-третьих, необходимость следить за сюжетом помогает в умении лучше концентрироваться на поставленных перед собой задачах.

В последнее время все чаще можно услышать, что педагоги используют в своей работе приемы сказкотерапии. Таким образом взрослому и ребенку намного легче понять друг друга, а порой - и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой - основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.д.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1. Конфликты, трудности, связанные с общением (со сверстниками и с родителями) ;

2. Чувство неполноценности, неприятие себя. Практически всё агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки доказать обратное;

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам;

4. Неспособность осмыслить свою жизнь, её ценности;

5. Жизнь в грёзах, уход от реальности;

6. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

В сказках поднимаются важные для детского восприятия проблемы: в «Золушке» соперничество между сёстрами, боязнь быть покинутым (Гензель и Гретта), о беззащитности маленького героя («Мальчик-с-пальчик»), который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость оптимизм и уверенность. Но самое главное, они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

• Рассказывание сказки.

• Рисование сказки.

• Сказкотерапевтическая диагностика.

• Сочинение сказки.

• Изготовление кукол.

• Постановка сказки

Таким образом, роль сказки в жизни ребенка огромна, ее чудесное воздействие вносит неоценимый вклад в развитие личности ребенка. И поэтому хочется еще раз сказать: «Читайте детям сказки! И мудрость сказок, ясный свет найдет на все любой ответ!»