РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. И Вы, как родители заинтересованы в том, насколько Ваш ребенок будет успешен в школе. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции?

Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно.

В настоящее  время  проблема  подготовки  ребенка  к  школе  в  семье

является наиболее актуальной: придя  в  школу,  первоклассник  должен  иметь навыки  чтения,  письма  и  счета.  Но  это  не  имеет,   на   мой   взгляд,

первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для  ребенка в  частности,  умение  общаться,  приспосабливаться,  слушать,   слышать   и понимать.

           Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.

И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных.

Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Нагрузка в первый год обучения должна быть посильной для ребенка – можно отбить желание учиться. Занятия дома - небольшими порциями, чередовать письменные задания с устными.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

Нередко дети, проявляющие самостоятельность в учреждении дошкольного образования, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

От нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

С поступлением в школу изменяется жизнь. Появляется большой ряд задач, требующих мобилизации и физических, и интеллектуальных сил.

Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, отсутствие контакта, неумение помочь. Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов». Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Даже если у первоклассника не все получается, ни в коем случае нельзя показывать свое недовольство или разочарование. Он должен видеть, родители относятся к его трудностям как к временному и вполне преодолимому явлению. Отчитывая малыша, вы не только занижаете его самооценку, но и программируете его на последующие неудачи.

У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю, что вы не исключение. Человеку свойственны переживания в предверии чего-то нового. Вот если бы вы каждый год отправляли в школу очередного своего ребёнка, то тревожились всё меньше и меньше. Когда дело переходит в разряд обыденного, то оно становится привычным. И неслучайно вы волнуетесь, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни станет учеба, образовательная деятельность.  Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал учреждение дошкольного образования, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть к новому взрослому, к коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.

Несколько коротких правил:

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- приучайте ребенка к самостоятельности

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Вселяйте в ребенке уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена».

- Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь, хвалите своего ребенка за достижения, особенно, которые дались ему трудом и упорством.

- спрашивайте своего ребенка, если он вам ничего не рассказывает, делайте это тактично и тепло.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда Вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте право ребенка на ошибки.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка.

- приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке

- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательном деле!